регата «Балтийский ветер»
История Whitbread Round the World Race
Первая кругосветная гонка парусных яхт состоялась в 1973 году. В то время советские яхтсмены о ней мало что знали. « Почему бы и нет?»- спросил себя полковник Билл Уитбред, выходец из семьи пивоваров. Вместе с приятелем адмирал флота Отто Стейнер из Королевской Ассоциации парусного спорта они потягивали пиво после серии удачно завершившихся гонок. Хотелось большего, хотелось видеть сильнейших яхтсменов земного шара, который они должны обогнуть. В сентябре далекого 1989 года стартовало пятое всемирное кругосветное соревнование – Whitbread Round the World Race. Для большинства наших соотечественников оно навсегда вошло в память, как первая и последняя гонка, в которой принимала участие Fazisi – яхта, полностью созданная советскими конструкторами и управляемая экипажем из наших соотечественников.

Началось все в 1986 году, когда Владиславу Мурникову, остановившемуся в Таллине, попалось в руки одно местное издание с описанием гонки Whitbread Round the World Race. Информация, полученная из него, полностью перевернула его подход к проекту. В сложные пост перестроечные годы группе энтузиастов удалось найти спонсоров и начать постройку яхты для кругосветки. Знаки судьбы, предвещавшие далеко не фейричный финал начались уже при постройке яхты- корпус пришлось переделывать несколько раз. Над неизвестным тогда еще проектом трудилась группа яхтенных конструкторов, дизайнеров и строителей парусных судов из Грузии и Украины.

- Все расчеты и чертежи производились вручную- вспоминает Владислав Мурников- Все проектировалось из воображения, так как никто из нас не имел ни малейшего понятия об океанских гонках. Мы сократили вес, сопротивление и уменьшили парусность – с меньшей мощностью пытались добиться большего результата. Наши паруса были меньше, и команде было легче и эффективнее с ними работать. К слову, когда мы стартовали, команду составляли 16 человек, а когда мы закончили гонку, нас было всего 12 человек, но мы по-прежнему легко справлялись.

Стартовали очень хорошо. К тому моменту лодка уже носила имя Фазиси и у нее было два капитана: советский Алексей Грищенко и американец – Скип Новак -настоящая легенда парусного спорта. Все хорошо понимали, что у нас недостаточно опыта для океанского похода на такой большой яхте, ну и идея советско-американской дружбы в период перестройки очень хорошо была встречена во всемирной прессе.

-Изначально нашим главным спонсором должна была быть компания Pepsi-Cola, но буквально перед стартом нам пришлось снять брендирование – американский гигант после небольшого скандала ушел к «своей» команде из США – вспоминает Влад Мурников. - Это было серьезным ударом, так как на самом старте мы внезапно оказались без поддержки и денег. Ставки тогда были 100/1 , что мы даже не стартуем — а мы уже после первого этапа пришли 6-ыми из 24-ех. Парадокс — мы стали настоящими героями без копейки денег в кармане.

Фазиси не сошла с гонки. На ее борту были прославленные яхтсмены, заслужившие спортивные титулы в международных парусных гонках Из того состава, который начинал гонку, осталось всего 4 человека. Это Сергей Станецкий из Одессы, Эдгар Терехин из Риги, Игорь Мироненко из Киева и Джумбери Цомая из Поти. На разных этапах к гонке присоединились настоящие тактикм парусной борьбы . Один из них был Сергей Бородинов, мастер спорта, великий гонщик, приручивший «Летучих голландцев», «Солингов», «Торнадо». Лидер яхтсменов участвовал в Олимпийских играх, получил заслуженно Кубок Мира, привез домой бронзовую медаль, гоняясь на «Летучем голландце», пять раз еще при СССР становился чемпионом страны и дважды – России. Валерий Алексеев Парусным спортом занимается с 1962 года. Сначала ходил на яхтах олимпийского класса, а с 1979 года стал участвовать в крейсерских гонках, успешно выступал в ряде международных регат. Шестыми из тринадцати участников дошли до Уругвая, где русским был устроен фантастический приём. Ещё бы: новички, явные аутсайдеры и такой успех. К тому времени руководство командой перешло к Алексею Гищенко на которго легла ещё одна тяжёлая ноша — финансовая. По прибытии в Уругвай стало ясно, что «Пепси», собрав рекламные сливки, денег не даст.

-В Уругвае ребята отдохнули и физически, и психологически. Так что готовы вновь помериться силой и сноровкой с морской стихией, — вспоминает Валерий Алексеев. — Этому в немалой степени способствовало и то, что ко многим из членов команды сюда, в Уругвай, прилетали жены.

После очередной «пати» обнаружилась пропажа капитана, а через несколько часов стало известно, что не выдержав психологической нагрузки Алексей Грищенко покончил с собой. 25 мая 1990 года советская яхта «Фазиси» восьмой закончила кругосветку Уитбрэд. Через четыре года в следующем Уитбрэде Евгений Платон вместе с украинским экипажем установил мемориальную доску в память об Алексее Грищенко в Пунта-дель-Эсте.

С уважением- представитель пресс службы регаты Надежда Магнитская

+79880192470
e-mail: nade-tv@yandex.ru
balticwindregatta.ru